Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает
О чем эта статья
В статье разобраны способы успешной коммуникации. Их результативность зависит от получения ожидаемой реакции от собеседника, а не от банальной передачи информации.
Также мы затронем концепцию ответственности за передачу сообщений, значимость целей в коммуникации и влияние этих аспектов на межличностные взаимоотношения и профессиональные взаимодействия.
И наконец, предлагаемые примеры из реальной жизни и практические советы помогут читателям лучше управлять своими коммуникативными стратегиями для достижения желаемых результатов.
Основные выводы
Значение реакции в коммуникации: Успех коммуникации определяется не содержанием переданного сообщения, а реакцией собеседника и его пониманием этого сообщения.
Формулировка цели: Предварительная подготовка конкретной цели коммуникации помогают точно направлять сообщение и адаптировать его под восприятие и потребности собеседника, что усиливает эффективность взаимодействия.
Наблюдение за поведением собеседника: Калибровка реакций собеседника помогает при необходимости корректировать свой подход для поддержания диалога и улучшения взаимопонимания.
Введение
Мы продолжаем цикл тем про полезные убеждения, которые составляют основу ментальной “операционной системы” многих успешных людей, достигаторов, предпринимателей, коммуникаторов. В данной статье речь пойдет об одной из самых главных коммуникативных пресуппозиций.
Пресуппозиция
Формулировка пресуппозиции
Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает.
Объяснение пресуппозиции
Коммуникация – это процесс передачи информации, идей, чувств, инструкций и сообщений между людьми или группами людей.
По сути, в широком смысле, коммуникация представляет собой любые формы взаимодействия и может включать в себя разговоры, письменные тексты, жесты, телодвижения, искусство, физическое воздействие. Она может происходить в разных формах, включая устную, письменную, невербальную, и цифровую. В целях данной статьи под коммуникацией мы будем понимать такие формы взаимодействия, которые обычно охватываются понятием “общение”.
Необходимо понимать, что коммуникация всегда:
- сопряжена с передачей информации;
- представляет собой, как минимум, диалог двух человек;
- предполагает реакцию собеседника на полученную информацию (реакцией может любое как любое действие, так и вербальный ответ).
Соответственно критерием эффективности коммуникации всегда является ответ на вопрос – соответствует ли реакция собеседника нашим ожиданиям. Если да – коммуникация успешна, если реакция отличается от ожидаемой – следует изменить характер коммуникации.
Здесь мы затронули очень важный аспект любой коммуникации – ее цель.
Цель коммуникации – это основная задача или результат, который стремятся достичь участники коммуникационного процесса.
Целями могут быть: обмен информацией, установление контакта, убеждение или мотивация к действию, разрешение конфликта, обучение или получение обратной связи. В бизнесе, образовании, личных отношениях или любой другой сфере цель коммуникации определяет подходы и методы, которые выбираются для эффективного взаимодействия и достижения желаемых результатов.
Цель коммуникации должна быть определена до начала коммуникации.
Подобно тому, как компас помогает ориентироваться в незнакомой местности, наличие цели коммуникации будет способствовать достижению требуемого результата.
Опыт из практики консультирования
В своей консультационной деятельности часто приходится сталкивался с эмоционально обусловленным поведением клиентов. В таких случаях, чувствуя себя незаслуженно оскорбленными или обделенными, люди стремятся “дать сдачи”и высказать “все” в лицо “обидчику”.
У игроков в азартные или в компьютерные игры часто возникает состояние тильта.
Тильт – психологическое состояние, вызванное сильными эмоциями от выигрышей или проигрышей, при котором игрок начинает играть в несвойственной ему манере, теряет контроль и начинает допускать много ошибок.
Похожее состояние возникает у человека, когда он перестает контролировать свои действия вследствие сильного эмоционального (чаще негативного) всплеска. Например, человек рассчитывает на обещанное директором компании повышение по работе и узнает, что на желаемую должность по каким-то причинам назначают человека без опыта и необходимой квалификации.
Какова будет первая мысль? У большинства людей – пойти и высказать директору все, что несостоявшийся карьерист думает о директоре. На мой вопрос одному из клиентов – “Что он рассчитывает получить от такой коммуникации?” – клиент ответил – “Не знаю, я просто хочу сказать директору все, что о нем думаю!”
В подобном поведении был бы нарушен целый ряд базовых пресуппозиций, вот лишь несколько из них:
- “Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает” – отсутствовала конструктивная цель коммуникации;
- “Реакции людей соответствуют их внутренним картам” – директор, назначая на должность другого человека руководствовался своей моделью мира (это могла быть и субъективная оценка профессиональных навыков претендентов и чья-то “просьба”, отказать в которой директор не мог);
- “Мы уважаем модели мира других людей” – если директор принял именно такое управленческое решение, значит он руководствовался “интересами”, продиктованными именно его видением плюсов и минусов такого решения;
- “Личность и поведение — это различные явления. Мы представляем собой нечто большее, чем наше поведение” – принятое решение как акт поведения директора совсем не означает, что он испытывает к вам негативное отношение.
Применительно к описанному случаю это далеко не полный перечень коммуникативных / поведенческих “нарушений”, однако приведенный перечень пресуппозиций является яркой иллюстрацией нашего не всегда взвешенного поведения.
В результате разбора данной ситуации, постановки цели и определения стратегии коммуникации с директором компании клиент в течение месяца получил гораздо более высокое повышение, нежели изначально рассчитывал.
Попробуйте просчитать, потенциальный исход первоначального плана – пойти и высказать все, что накипело!
Несколько слов в заключение
Не важно то, что вы сказали, в процессе коммуникации, важно то, что собеседник понял.
Также важно, что вы убедились в том, что именно собеседник понял. Реакция вашего собеседника подскажет ответ на этот вопрос. Воспринимайте и используйте такую реакцию как обратную связь, опираясь на которую вы всегда сможете скорректировать свою линию поведения (коммуникации).
Упражнение Важная коммуникация
На некоторое время примите для руководства убеждение: “Неважных коммуникаций НЕ бывает!” или “ВСЕ коммуникации ВАЖНЫ!”.
Перед началом любого диалога, переписки по телефону или электронной почте определите для себя:
- какую цель (желаемое поведение собеседника) вы преследуете;
- как, по вашему, эту цель лучше донести до собеседника (какой способ коммуникации выбрать, какое время, какие слова и т.д.);
- какую, по вашему, реакцию вызовет ваша коммуникация у собеседника;
- линию поведения, двигаясь по которой вы будете собирать обратную связь касательно реакции собеседника на ваше взаимодействие;
- возможные способы корректировки вашей коммуникации – в зависимости от обратной связи.
Это упражнение научит вас поведенческой гибкости, а также эмоциональной уравновешенности. Вы разовьете привычку к эффективной коммуникации.